Новости

Правовая система новых областей будет встроена в систему права России
27.10.2022


Мечтать не вредно…
12.08.2022


Что делать человеку, которого случайная травма привязала к креслу? Только и остаётся, что мечтать, когда, наконец, сможешь скоро выйти в свет и увидеть всех своих друзей.


Архив новостей

Форма обратной связи

Имя E-mail Телефон
Имя:


Телефон:


E-mail:


Сообщение:



Отношение родителей г. Санкт-Петербурга к внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) 

Совет родителей г. Санкт-Петербурга совместно с АНО «Независимый исследовательский Центр» провел интернет-опрос родителей школьников г. Санкт-Петербурга с целью выявления их мнения о внедрении цифровой образовательной среды. В опросе приняли участие 1000 родителей, из всех районов города. Большинство опрошенных родителей – женщины в возрасте 30-49 лет. Около половины опрошенных имеют одного ребенка, чуть более трети – двоих, 14% – троих и более. Дети опрошенных родителей учатся в разных классах (начальная школа, среднее звено, старшее звено). Выборка репрезентативная, целевая, квотная (по районам города). Ошибка выборки не превышает 5%. Опрос проводился в режиме в период с 16 мая по 2 июня 2021 г.

Со следующего учебного года в школах г. Санкт-Петербурга, согласно Постановлению Правительства от 07.12.2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС», внедряется Цифровая образовательная среда (ЦОС) на всех уровнях школьного обучения (начальное, основное, среднее). Подавляющее большинство опрошенных родителей (81,5%) отметили, что им ничего не сообщали об этом в школе. 6,5% отметили, что немного говорили об этом, 1% — указали, что им сообщали об этом подробно, 10% — затруднились ответить, 1% — указали свой вариант ответа.

В Постановлении Правительства РФ говорится, что задачей ЦОС является закрепление дистанционной технологии в электронном обучении. Подавляющее большинство опрошенных (93,5%) не поддерживают дистанционное обучение. Из них 85,5% — полностью не поддерживают. Поддерживают дистанционное обучение в той или иной мере –4,5%, полностью поддерживают – 1,5%.

Обучение в цифровой образовательной среде означает, что ребёнок большую часть времени будет проводить за компьютером (электронные учебники, аудио и видеоматериалы, выполнение заданий не в тетради, а в компьютере, общение с наставниками в программе и пр.). Подавляющее большинство опрошенных родителей уверены (полностью или скорее), что это негативно скажется на здоровье и психике (86%), усвоении учебного материала (82,5%), навыках общения со сверстниками (87%).

Внедрение Школьной цифровой платформы (ШЦП) и Цифровой образовательной среды (ЦОС) предполагает полную оцифровку детей. Собираются данные о ходе процесса обучения, личных особенностях детей, учебных достижениях, социальных связях, здоровье, семье и пр. Эти данные передаются частным коммерческим организациям, которые имеют все права распоряжаться ими по собственному усмотрению. Подавляющее большинство опрошенных родителей (97%) не согласны в той или иной мере с такими условиями обучения, согласны с этим – 2%, затруднились ответить – 1%.

Цифровизация образования предполагает, что искусственный интеллект (ИИ) будет оценивать знания, давать индивидуальные задания, собирать все данные о психологических и интеллектуальных особенностях ребёнка, предлагать какие предметы изучать и в каком объеме. Подавляющее большинство опрошенных родителей (94%) не согласны, в той или иной мере доверить своего ребенка искусственному интеллекту, согласны на это – 4%, затруднились ответить – 2%.

На вопрос о наиболее предпочтительных формах обучения мнения родителей сошлись. Они высказались, что лучше обучение детей в школе с учителем (99%), вместе с другими детьми (98%), хуже — обучение через общение с искусственным интеллектом (96%) и дистанционное обучение дома у личного компьютера (97%).

Есть мнение, что традиционное обучение (с педагогом) будет доступно лишь тем, кто сможет его оплатить, поскольку оно дорогостоящее. Обучаться искусственным интеллектом будут низшие, малообеспеченные и бедные слои населения, это может еще больше увеличить разрыв между высшими и низшими слоями общества. Более половины опрошенных (64%) в той или иной мере согласны с мнением, из них 52% согласны полностью. Не согласны с мнением – 26%, из них полностью не разделяют мнение 21%, затруднились ответить 9%, выбрали свой вариант ответа – 2%.

Участие ребенка в этих экспериментах может коренным образом изменить личность ребенка и его здоровье. Более половины опрошенных (63%) готовы взять на себя ответственность за эти изменения, поскольку не допустят эксперимента; 11% — не задумывались об этом, 12% — затруднились ответить, 8% — указали в своем варианте ответа не готовность взять эту ответственность, 2% — готовы взять ответственность, потому что уверены, что все будет хорошо.

Согласно ст.44 ФЗ об образовании, родители имеют право отказаться от участия детей в этих экспериментах. Более половины опрошенных родителей (54%) не знали об этом, 26% — знали, 13% — что-то слышали, 6% — затруднились ответить, 1% — выбрали свой вариант ответа.

Подавляющее большинство опрошенных родителей (94%) не согласны частично или полностью на участие их ребенка в эксперименте по обучению в цифровой среде, из них не согласны полностью – 81%. Согласны на такой эксперимент – 3,5%, из них полностью – 1%, затруднились ответить – 1,5%, выбрали свой вариант ответа – 1%.

Внедрение цифрового обучения радикально меняет все образование. Подавляющее большинство опрошенных родителей считают, что такие изменения должны стать предметом всенародного обсуждения (92%). Противоположное мнение высказали 2,5%, поскольку, по их мнению, это должны обсуждать политики (1%) и решение уже принято (1,5%). Затруднились ответить – 4%, выбрали свой вариант ответа – 1,5%.

Подавляющее большинство опрошенных родителей (89%) считают, что необходимо создать рабочую группу при Комитете по образованию г. Санкт-Петербурга с участием родителей для обсуждения вопроса о необходимости внедрения проектов цифровой образовательной среды в школьные и дошкольные учреждения. Не согласны с этим предложением – 2,5%, 7% — затруднились ответить, 1,5% — выбрали свой вариант ответа.